«Сын Мерлина» или «сын Мефодия»?

0
7

Если бы я писала роман об Алеше Поповиче…
Давно меня мучает теоретический вопрос — какова была «истинная история» богатыря Алеши Поповича? Его происхождение?

(Теорию, что на самом деле его прототип — боярин 13 века, отметаем, ибо так не интересно).

Если Алеша Попович — богатырь при дворе Владимира Красно Солнышнко, лишь недавно свергнувшего языческие идолы в Днепр, то кто его отец? В смысле, успел бы после Крещения страны завестись и размножиться на Руси хотя бы один нормальный поп? Чтобы его сын, попович, успел вырасти и  в княжескую дружину попасть, да застать в ней еще бодрого княжеского дядю Добрыню?

Или Алеша Попович — сын приезжего византийского попа? Хотя я думаю, к нам только черное монашество засылали, особенно поначалу.
Или можно придумать драматическую историю про священника-византийца, нарушившего обеты ради глаз прекрасной славянки, у которого родился мальчик Алеша…
Или про ребенка-сироту, сына убитого корсунского попа, которого захватил с собой на север князь Владимир после разорения города…

А может, а может он был сын могучего волхва! Местного Мерлина или Гэндальфа. Но из политкорректности его переделали в "поповича"! И тогда его решение идти не по магической, а по военной стезе — это такая мощная драматическая линия, демонстрация характера, отказ от врожденной маны!

Кстати, и в случае сына попа уход в армию — это тоже как бы вызов, хоть не такой демонстративный.

***
Конечно, как мне грамотно подсказывают, сведения о спорадических крещениях славян на Киевской Руси появлялись и раньше, до массового обращения страны Владимиром. Крестились Аскольд, княгиня Ольга… Византийские миссионеры наверняка прибывали с ними на Русь. Вопрос — это было белое или черное монашество? (Блин, когда целибат на Византии появился?)

Разрешалось ли миссионерам жениться? Если да, тащили ли они с собой греческих жен или женились на местных? (то есть Алеша может быть полукровкой. А вдруг от друидки обращенной?!)

Если мы примем идею, что поп-отец прибыл в Киев еще до официального крещения страны, так, чтобы по времени его сын успел вырасти и стать младшим ровесником Добрыне и Илье — то дополнительный вопрос: какие были условия для христиан в языческом Киеве? Священники (также как и все прочие), предпочитают размножаться в комфортных условиях, если же на дворе православных каждый день режут, то психологически трудно решиться на создание большой семьи.

Договор 944 года (за сорок с лишним лет до Крещения) киевского князя Игоря с византийскими императорами свидетельствует о существовании в Киеве двух религий: язычники клянутся выполнять договор на холме перед идолом Перуна, христиане присягают в церкви Святого Илии. Про нее отдельно указывается, что  она "соборная", то есть возможно, в Киеве были еще и приходские церкви?
В любом случае, православный священник в Киеве того времени — это должна быть достаточно видная фигура, особенно если он из одной-единственной, или одной из пары церквей в городе. Или он был не киевлянин? А из другого крупного "русского" города?

А может, Алешиным папашей был лихой расстрига (болгарин, например), сбегший от цивилизации и суда за днепровские пороги и прибившийся к княжескому двору… Или природный викинг, в малолетстве по дурости попавший в константинопольскую монастырскую школу, а потом оттуда сбежавший?…

***

Важно, что у богатыря стандартное греческое имя "Алексей", а не какой-нибудь "Добрыня" или "Святогор" славянский.

А, между прочим,  иностранца (византийца, "грека"), в княжескую дружину бы не взяли — как указывает в комментариях к этой животрепещущей для каждого думающего человека теме автор романа о викинге И.Муромце "Храбр" писатель О.Дивов, подробно исследовавший тему реалистичности славянского фэнтези с точки зрения истории.

Быть может, поп был не византийским, а уже местным, рукоположенным из славян? Тогда его сын по пятой графе уже проходит для призыва в элитные войска. Но ведь, чтобы стать священником, надо получить образование, особенно в сложных условиях свежекрещенной дикой страны. Когда службу перестали вести на греческом языке у нас и стали на церковнославянском? Когда на Руси появились священники не "из греков", а из местных? К митрополитству, вон, наших не пускали до 14 века.

***

Еще одна вот интересная, но уж совсем залихвацкая версия озвучена любимым френдом:
"подозреваю, что основа богатырского цикла принесена англо-саксонсами, прибывшими с Гитой Гарольдовной (женой Владимира Мономаха). Так что при правильном запараллеливании с артуровым циклом и германским легендарием оно и прояснится!
Впрочем возможен и другой вариант — целибат на Альбионе доввели норманы, так что настоящее имя Алёши — "Альфред" и на самом деле он — сын англо-саксонского епископа, прибывший на Русь".

***
Но вернемся к версии о хтонической связи Алеши с родной землей, которую отмечают и нормальные ученые, исследователи фольклора. Несмотря на христианское имя, он единственный из знаменитой троицы обладает магическими способностями. Рождение Алеши было чудесным, напоминающим рождение очень сильного магического персонажа — Волха: оно сопровождается громом.
Хитрость и ловкость Алеши сродни «хитростям-мудростям» Волха, а его шутки и проделки близки магическим превращениям Волха.

Алеша самый младший, самый слабый и самый хитрый поэтому. Иногда даже отмечают его хромоту — известный "чертов" признак, см. Воланд и все предшествующие дьяволы, т.е. это явная связь с язычеством! Нет, не тянет, не тянет это на христианнейшего героя…

***
Короче!
Если бы я писала роман об Алеше Поповиче… (наверно, пора уже такой тэг вводить),
…то это было бы славянское фэнтези про политику и интриги.

Князь Владимир на киевском престоле, его советники — смуглые византийцы с хищными носами Аль Пачино и Арманда Ассанте. Они зыркают своими глазами-маслинами и стараются пресекать всякое языческое непотребство. Богатыри князя обожают его и выполняют любые решения, включая уничтожение языческих идолов и вырубку священных рощ. А вечерами они собираются во дворце вокруг Круглого стола и весело пьют, пока народ немного ропщет от смены курса.

Отец Алеши Поповича — могущественный волхв, ранее бывший советником князя. После того, как все посыпалось, он удаляется в дубравы, где пытается ростить мальчика своим преемником. Но тот растет непослушным, неверующим, хитроумным и с невероятным интересом к женскому полу (и в былинах такой же). При этом у него врожденные магические способности. Юноша сбегает от друидов, прибивается ко двору князя, где демонстрирует навыки джигитовки и фехтования, которым его научили другие изгнанники, бывшие богатыри, не пожелавшие остаться в христианском Киеве. Он берет христианское имя "Алексей", а имя и род занятий своего отца скрывает, назвав его "попом". При дворе Алеше очень нравится — он молод и падок на славу и чувственные удовольствия. Также ему нравится воинское братство, и подвиги в поле, в том числе с нечистью — змиями и оборотнями, во время которых он может показать свое превосходство перед товарищами.

Но едва он успел занять прочное место в Киеве, как в город под чужими именами прибывают замаскированные волхвы, которые хотят либо погубить Владимира, либо совратить его своей темной магией обратно к языческой вере. Они знают настоящее имя Алеши и начинают его шантажировать, чтобы он им помог. Что делать Поповичу? Как сохранить статус кво? Попробует ли он вывернуться собственной хитростью и колдовством? Или будет искать союзников при дворе? К кому он обратится — к бывалым богатырям с мощным ударом левой, к хитроумным гридням князя, к самой княгине или ее теремным девушкам? А может, он рискнет и откроется византийцам — и обнаружит в них неожиданно полезных союзников? Или же воззовет к помощи отца и попросит его скрытно прибыть в Киев и помочь выросшему питомцу — князю Владимиру? Оставайтесь с нами, и вы окунетесь в мир магии, поединков на копьях, интриг и любовных манипуляций.

©

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here