Святые покровители охотников и рыболовов

0
67

Охота – одно из древнейших занятий человека, сыгравших важную роль в его эволюции. Нам не следует рассматривать ее только в свете спортивно-оздоровительных мероприятий или разумного использования возобновляемых природных ресурсов. Она имеет многовековую историю и сохраняет национальные традиции. Это целый пласт нашей культуры. Сцены охоты изображены в наскальной живописи, на рогах копытных и бивнях мамонтов, в медальерном и изобразительном искусстве, литературе, легендах и мифах. К последним относится и житие святых – покровителей охотников.

Если у моряков, рыбаков и путешественников это святой Николай Чудотворец, то у охотников – великомученик Трифон и святой Губерт.

В православии небесным покровителем охотников считается святой великомученик Трифон, которого изображают сидящим на белом коне с соколом в правой руке. Охота с ловчими птицами, возникшая в глубокой древности сначала на Востоке, позднее получила распространение на Руси и в странах Западной Европы. До широкого распространения комплектных псовых охот она еще играла существенную роль в жизни общества. Однако позднее травля борзыми собаками стала активно вытеснять охоты с хищными птицами, которые оставались уже только привилегией высшей придворной аристократии.

По преданию, святой великомученик Трифон родился в 232 году в крестьянской семье и в юности усердно помогал родителям по хозяйству. Будучи еще отроком, Трифон проявлял дар чудотворения: исцелял и облегчал недуги людей, своими речами обращал их к христианской вере, за что был схвачен и предан суду. Его подвергли бичеванию и многим жестоким истязаниям, но он отказался отречься от Христа и признать римских богов. За это его осудили на усекновение головы. Перед казнью Трифон истово молился и просил Господа принять его в свое царствие. Вняв молитве, Господь взял его душу, причем еще до того, как приговор успели привести в исполнение. День памяти святого Трифона в православной церкви отмечается 14 февраля.

Несмотря на широкое распространение псовой и ружейной охот в XIX веке, охота с хищными птицами в России все же продолжала существовать, особенно на юге страны, где с ними добывали пернатую дичь, зайцев и лисиц. Среди любителей подобных развлечений высоко ценились крупные соколы, или кречеты. Для отыскания отлетевшей за добычей ловчей птицы к ее рулевым перьям крепят пару легких и звонких бубенчиков, а перед охотой на голову надевают шапочку-клобучок с прикрепленным к верхней части султанчиком. Назначение клобучка – закрывать питомцу глаза, чтобы он быстрее успокаивался, не дичился и не бросался за добычей раньше времени. В нужный момент сокольник, дернув за султанчик, сбрасывает клобучок и пускает ловчую птицу вдогонку за дичью.

Если в православии святым покровителем охотников считается великомученик Трифон, то во многих странах Западной Европы охотники и лесники отмечают праздник святого Губерта. В эти дни на лацканах их верхней одежды и на шляпах можно увидеть эмблему в виде головы оленя с крестом и свечением между рогами. Это изображение называется оленем святого Губерта, приносящим удачу на охоте. Люди католического вероисповедания, которые любят охоту, считают святого Губерта своим покровителем. Особенно популярен он в Польше, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах и Франции.

Подтверждением этому могут служить многие эмблемы охотничьих обществ, выполненные в виде знаков, медалей и памятных жетонов с изображением головы оленя, между рогами которого расположен святой крест. Удивительная красота и изящество рассматриваемых предметов прежних времен – это своеобразное чудо медальерного искусства, выполненное с большим художественным вкусом, часто на серебре и с использованием различных эмалей и технологий.

Согласно одной из легенд, Франциск Губерт (лат. Hubertus) родился в 656 году. В юношеском возрасте жил при дворе франкского короля, а позже оказался в одном из королевств на севере Франции. Губерт был фанатичным охотником и все свободное время проводил в лесах с гончими собаками, прекрасно работающими по крупному зверю. Однажды утром, когда он гнался за крупным оленем, тот внезапно обернулся, и пораженный охотник увидел святой крест между рогами, а затем услышал глас Божий, который призывал его оставить мирскую жизнь и служением Господу искупить свои грехи перед природой.

Эта встреча круто изменила судьбу охотника, и после долгих раздумий он решил постричься в монахи и впоследствии стал епископом, который проповедовал в Арденнах, а затем в Льеже. Несмотря на свой сан, Губерт Льежский продолжал интересоваться охотой и разведением зверовых охотничьих собак. Любовь к ним он пронес через всю жизнь и на всех изображениях всегда стоит рядом с гончими собаками. После кончины епископа Губерта в 727 году церковь причислила его к лику святых, и он стал небесным покровителем охоты, заступником всех охотников и животных. Во многих европейских охотничьих клубах 3 ноября в его честь устраивается Праздник святого Губерта, который, по преданию, оберегает от болезней собак, охотничьих лошадей и ловчих птиц.

В 825 году мощи святого Губерта были перенесены французским королем Людовиком в монастырь в Арденнском лесу. Живущие здесь монахи всегда увлекались охотой и активно занимались разведением охотничьих собак с хорошим чутьем и поразительной вязкостью работы. Они были очень популярны у охотников Европы и получили название собак святого Губерта. В настоящее время большинство собаководов считает, что чистопородная гончая святого Губерта не сохранилась, а в Англии разводят близко родственных ей собак – бладхаундов, прекрасно работающих по кровяному следу.

В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени. Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).

Кстати. Сен-Эсташ, он же и Плацид, был генералом армии языческого императора Траяна, во время охоты увидел оленя с крестом между рогами, или же – увидел меж рогами оленя образ Спасителя, Который сказал: «Плацид, зачем преследуешь ты меня, желающего твоего спасения?», и обратился (Евстахий – его имя при крещении). Обвиненный в принадлежности к христианству, был лишен всего, в т. ч. жены и обоих сыновей (тоже христиан), однако же через какое-то время вновь призван на действительную службу, поскольку Траяну потребовалось отразить нашествие варваров. Отразил; жену с детьми вернули с тем расчетом, что все семейство принесет жертву идолам, а они возьми да и откажись. Траян велел их бросить ко львам, однако те их есть не стали, и в результате всю семью замучили путем сожжения заживо в бронзовом быке. Св. Евстахий – один из Четырнадцати святых помощников. Память S. Eustachii et Sociorum Mm. – 20 сентября, на Востоке – 2 ноября.

Существует предание, что при царе Иоанне Грозном (1533-1584) во время охоты улетел любимый царский кречет. Царь приказал сокольнику Трифону Патрикееву найти улетевшую птицу и пригрозил смертью за неисполнение приказа. Сокольник Трифон объехал окрестные леса, но безуспешно. На третий день, утомленный долгими поисками, он прилег отдохнуть, усердно попросив помощи у своего покровителя — святого мученика Трифона. Во сне он увидел юношу на белом коне, державшего на руке царского кречета. Этот юноша произнес: «Возьми пропавшую птицу, поезжай с Богом к царю и ни о чем не печалься». Проснувшись, сокольник увидел неподалеку на сосне кречета, которого искал. Он тут же отвез его к царю и рассказал о чудесной помощи, полученной им от святого мученика Трифона. Вскоре на том месте, где было явление святого, сокольник Трифон Патрикеев построил часовню, а затем и церковь во имя святого мученика Трифона.

В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона. Часть мощей в 1803 году была оттуда привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трех ковчежцах в икону святого мученика Трифона, находившуюся в построенной в его честь церкви. Ныне эта икона находится в храме в честь Знамения Пресвятой Богородицы, у Рижского вокзала в Москве, неподалеку от места явления святого Трифона сокольнику.

Для справки:

В Киеве на Троещине стоит церквушка святого мученика Трифона.

Святи́тель Никола́й; Николай Угодник; Николай Чудотворец — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре отображён в виде образа Санта-Клауса.

В древних жизнеописаниях Николая Мирликийского обычно путали с Николаем Пинарским (Синайским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба жили в III-IV веке, родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один Святитель Николай Чудотворец.

Святитель Николай является покровителем мореплавателей, к которому часто обращаются моряки, которым угрожает потопление или кораблекрушение. В соответствии с жизнеописанием, будучи молодым человеком, Николай пошёл учиться в Александрию, и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию он воскресил моряка, сорвавшегося с элемента корабельной оснастки в шторм и разбившегося насмерть. Из другого случая жизнеописания, Николай спас моряка по пути из Александрии обратно в Миру и по прибытии взял его с собою в церковь.

Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти. 

Существует целый Собор Святых Покровителей. Так называется даже отдельная икона. Эта икона примечательна в первую очередь тем, что была написана уже в XXI веке, в 2005 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В верхней части святого образа помещены пять иконописных образов Пресвятой Богородицы. Это Тихвинская, Казанская, Озерянская, «Знамение» и Федоровская иконы, особо почитаемые охотниками и рыболовами.

Каждый из образов связан с подлинными свидетельствами благодатной помощи Царицы Небесной. Чуть ниже, в молитвенном предстательстве к Спасителю и Матери Божией, изображены двадцать угодников Божиих, издревле считающиеся покровителями охотников и рыболовов: святитель Николай, архиепископ Мирликийский, апостолы Иоанн Богослов, Петр и Иаков Зеведеев, Николай Кожеезерский, Андрей Первозванный, Фома, праведный Прокопий Устюжский и преподобные Пафнутий Боровский и Варлаам Керетский, великомученик Евстафий Плакида, мученик Трифон, Праведный Симеон Верхотурский, святой страстотерпец царь Николай, благоверный великий князь Александр Невский, великомученики Дмитрий Солунскийи Георгий Победоносец, а также равноапостольный великий князь Владимир, мученик Меркурий и благоверный князь Дмитрий Донской.

А вот представительница от язычников

Зевана (Зевония) в славянской мифологии — богиня зверей, птиц и охоты.

Она изображалась в богатой куньей шубе, отороченной белкой. Вместо епанчи (верхней одежды) на неё была накинута медвежья шкура, голова зверя служила шапкой.

В руках Зевана держала натянутый лук и капканы, у ног её лежала рогатина и нож.

В храмах Зеваны содержались лучшие охотничьи собаки.

Богине молились ловцы и охотники, прося у неё счастья в звероловстве, а после удачной охоты приносили ей в благодарность часть своей добычи. В заключение следует сказать, что мифы и легенды о святых покровителях охотников как части культурного наследия народов Европы живы до настоящего времени.

Легенды о великомученике Трифоне, святом Губерте, а также об их помощи охотникам и охотничьим животным существуют и сейчас. Считается, что изображение героев этих мифов на эмблемах охотничьих обществ, нагрудных знаках и жетонах приносит удачу, причем не только охотникам, но и их помощникам (собакам, верховым лошадям и ловчим птицам).

Источники:
http://huntersclub.com.ua
http://www.uoor.com.ua/forum/
http://masterok.media/91640-svyatye-pokroviteli-ohotnikov-i-rybolovov.html

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here