Нужны ли России турбины большой мощности

0
71

Про эту проблему мы все узнали когда следили за тем, как санкционные турбины Siemens до Крыма добирались, а потом как за это тот Siemens же пытался наказать крымчан.

Несколько лет назад было решено наладить производство своих турбин с подобными характеристиками, что бы не зависеть от зарубежных поставок.

Но все пошло не так, как планировалось…

Испытания первой в России газовой турбины большой мощности ГТД-110М (до 120 МВт) остановлены из-за вышедших из строя механизмов

«В процессе тестовых испытаний газотурбинной установки ГТД-110М произошла авария, в результате которой турбина действительно была повреждена», — сказал представитель ИЦ «Газотурбинные технологии». Целью испытаний было выявить недостатки конструкции, чтобы избежать серьезных инцидентов в процессе промышленной эксплуатации в энергосистеме, добавил он. Представитель ОДК уточнил, что ряд механизмов вышел из строя в декабре 2017 года, поэтому испытания пришлось остановить до устранения проблем.

Разработка собственной турбины большой мощности в России велась давно, но без особых успехов, а в 2013 году «дочка» ОДК «ОДК-Сатурн» подписала инвестиционное соглашение с «Роснано» и «Интер РАО» по созданию турбины нового поколения — ГТД-110М, разработкой которой занялся ИЦ «Газотурбинные технологии». Согласно данным СПАРК, уставный капитал инжинирингового центра составляет 2,43 млрд руб. В 2016 году «Газотурбинные технологии» также получили субсидию Минпромторга в 328 млн руб. на частичную компенсацию затрат на НИОКР по приоритетным направлениям, следует из данных системы.

С одной стороны многие говорят, что Россия остро нуждается в отечественной газовой турбине большой мощности. В прошлом году из-за отсутствия собственных технологий «дочка» «Ростеха» «Технопромэкспорт», несмотря на санкции, вынуждена была поставить на новые электростанции в Крыму турбины немецкого Siemens, что привело к международному скандалу

Планировалось, что испытания завершатся в 2017 году, но затем этот срок перенесли на полгода — на середину 2018 года, на этот год намечался и запуск оборудования в серийное производство, напоминает ТАСС.

«Безусловно, это [авария при испытаниях] скажется на сроках завершения работ, но не является для проекта фатальным. Напомним, что это первый опыт создания турбин такого класса в РФ, и сложности в ходе испытаний были вполне ожидаемы», — подчеркнул представитель ОДК. По его словам, сейчас ведутся работы по устранению неисправности. «Разработка российской газовой турбины большой мощности остается крайне важной задачей для российской энергетики. Несмотря на неизбежную сдвижку сроков в связи с аварией, «Роснано» продолжит акционерное участие в высоко востребованном проекте и ожидает, что он будет реализован», — добавил представитель «Роснано». Представитель «Интер РАО» обещал предоставить комментарий позже.

«С учетом того, что проекту требуются дополнительные компетенции и инвестиции, мы обсуждаем возможность привлечения в него еще одного участника — компании «Силовые машины», — сказал РБК представитель ОДК, отказавшись уточнить размер необходимых инвестиций, сославшись на конфиденциальность.

Представитель «Силовых машин» отказался от комментариев. Но владелец компании Алексей Мордашов на прошлой неделе, 12 апреля, заявил о готовности поучаствовать в импортозамещении газовых турбин, попросив у правительства господдержку для «Силовых машин».

Плюс к этому в 2000-х годах подсадили нашу и без того небогатую энергетику на иглу западных компаний. Теперь огромные деньги платятся за обслуживание иностранных турбин. Час работы сервисного инженера Siemens стоит как месячная зарплата слесаря этой электростанции.

Да и я последнее время читал комментарии крупных чиновников, которые утверждают, что нет смысла тратить такие деньги на свой проект, который навряд ли приведет к успеху. Нужно идти в кооперацию с немцами и договариваться.

И вообще, потребность в таких турбинах очень мала и может проще договориться и просто купить? Вопрос сложный. Хочется конечно иметь свой продукт и свои технологии.

Но есть и объективные обстоятельства.

Разработка такой турбины требует «огромных расходов», пояснил профессор одного из немецких машиностроительных факультетов. В данном случае речь идет о «сотнях миллионов евро или долларов», пояснил другой профессор — Манфред Кристиан Вирзум (Manfred Christian Wirsum), возглавляющий Институт паровых и газовых турбин при Рейнско-Вестфальской высшей технической школе в Ахене.

Другой аспект — создание газовых турбин большой мощности требует интенсивных научных исследований и длительных испытаний. «Технологические барьеры входа на рынок чрезвычайно высоки», — указал пресс-секретарь Объединения немецких машиностроителей и производителей промышленного оборудования (VDMA) во Франкфурте-на-Майне Маттиас Целингер. При этом он пояснил, что «все предпринимавшиеся в последние лет двадцать попытки прорваться на этот рынок заканчивались неудачей. Лишь одна японская компания смогла в момент бума ценой огромных усилий подняться от производства средних по размеру турбин до выпуска больших», получив значительную помощь от государства.

Профессор Вирзум в своих прогнозах также сослался на пример Китая в этой сфере машиностроения: «Китай вот уже несколько десятилетий стремится разработать собственную большую газовую турбину, но лишь сейчас подошел к порогу ее создания». Одновременно он отметил, что таким успехам Китая способствовали длительное сотрудничество с западными производителями и выкуп доли компании Ansaldo, обеспечившей доступ к разработкам Alstom. «Китайцы сумели овладеть уже очень многими высокими технологиями, но освоить производство больших газовых турбин они пока еще не смогли», — заметил руководитель высшей технической школы.

Помимо технологических и финансовых аспектов, оба профессора указали и на экономические, рыночные риски, связанные с разработкой турбин большой мощности. «Спрос на них упал во всем мире примерно до 100 единиц в год. А имеющиеся производственные мощности позволяют выпускать ежегодно порядка 400 турбин», — сообщил Маттиас Целингер. Отсюда и предстоящее сокращение на соответствующих заводах GE и Siemens тысяч рабочих мест.

Напомним, что российским компаниям поручено разработать собственную большую газовую турбину в целях импортозамещения после скандала с переброской четырех турбин немецкого концерна Siemens в Крым. По сообщениям СМИ, опытный образец, созданный российскими машиностроителями, сломался при испытаниях еще в декабре 2017 года.

В настоящее время, по словам заместителя министра энергетики РФ Андрея Черезова на экономическом форуме в Ялте, «потребность в мощных турбинах годовая не сильно высокая — это 1–2–3 турбины в год».

К слову, на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет.

источники
https://rossaprimavera.ru/news/7d6c54ee
https://www.rbc.ru/business/17/04/2018/5ad5e3809a7947fe025fa057
https://vz.ru/economy/2017/7/6/877563.html

View Poll: #2080803

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here