Настоящие и фальшивые портреты Луизы де Лавальер

0
95

Достаточно часто, когда речь идет о портретах исторических личностей, сказать, кто точно изображен — достаточно сложно. Вот тут я рассказывала об этом на примерах портретов д'Артаньяна. На картине может не быть надписи, или надпись может быть фальшивая, или к картине прилипла ошибочная атрибуция, с которой она век уже живет в музеях, хотя на другие портреты этого человека лицо не похоже. Многочисленны случаи, когда неправильная фамилия пошла гулять по интернету (поэтому репродукции, выловленные из сети, лучше отслеживать до музея-источника).

А вот пример, когда ситуация усугубляется тем, что портреты создавались во французском 17 веке, когда жанр тяжело болел, и все люди, особенно барышни, выходили на одно лицо, с кукольными губками и гладкими щечками. Поэтому с портретами мадмуазель де Лавальер, герцогини де Шеврез и других героинь той эпохи у нас большая засада. Даже если на картине точно она, все равно, понять про характер персонажа что-то проблематично с таким уровнем искусства. Зато про костюмы все понятненько, да.

Оригинал взят у mariro Фальшивые портреты Лавальер

Сегодня я хочу выложить портреты, часто выдаваемые за изображения Луизы Лавальер, но в действительности таковыми не являющиеся.

На первом месте картина из Версаля. Я уже писала о том, что на самом деле это Шарлотта Гессен-Кассельская, курфюрстина Пфальца, потому что имеется похожая картина из замка Мидахтен, и изначально она была атрибутирована, как Шарлотта, но музейщики поменяли подпись под влиянием более авторитетных коллег из Версаля.

А вот ещё один портрет из Версаля. Женщина на нём — это то же самое лицо, что и на предыдущем портрете. Следовательно, перед нами снова Шарлотта, названная Лавальер. Костюм говорит нам о том, что это 1670-ые годы.

Портрет с детьми из Музея изящных исскуств в Ренне. Якобы Питер Лели. На самом деле достаточно посмотреть на другие работы этого художника, чтобы убедиться в том, что перед нами не картина Лели. Почему-то мальчик на картине самый старший, хотя известно, что Людовик Вермандуасский был самым младшим ребёнком Луизы. Версия о том, что это умершие дети в образе ангелов, не выдерживает критики с той точки зрения, что старшие дети Луизы не были легитимизированы королём, а у двоих даже неизвестна точная дата смерти. Следовательно, этих не получивших официальной огласки детей вряд ли стали бы изображать на картине. В общем, это портрет неизвестной с детьми в образе ангелов, но никак не работы Лели и никак не Луизы Лавальер.


Ещё один портрет с детьми, снова из Версаля. Судя по платьям и причёскам, это вторая половина 1670-ых-начало 1680-ых, когда Луиза уже ушла в монастырь. А на портрете Елизавета Шарлотта Пфальцская с дочерью Елизаветой Шарлоттой и сыном Филиппом. Внешне похожи и у Елизаветы Шарлотты как раз было 2 живых ребёнка в указанный выше период.


А эта версальская картина официально признана портретом Елизаветы Шарлотты Пфальцской с детьми, хотя некоторое время ошибочно считалась портретом Лавальер. Но королевская фаворитка не имела права носить мантию с лилиями, поэтому здесь точно герцогиня Орлеанская.


Портрет работы Яна Мейтенса с аукциона Christie's, так же названный портретом Лавальер. Но у дамы с картины платье 1650-ых, значит этот портрет не мог быть написан в то время, когда она была фавориткой Людовика XIV. И вообще Ян Мейтенс в то время работал в Гааге, поэтому перед нами просто неизвестная дама.

***
Оригинал взят у mariro Настоящие портреты Лавальер

В комментариях к предыдущему посту у меня попросили настоящих портретов Луизы Лавальер. Вот прижизненные изображения, достоверность которых не вызывает у меня сомнения.


Портрет в образе Дианы из Шведского Национального Музея


Гравюра работы Николя де Лармессена


Гравюра работы Николя де Лармессена. Источник: banqueimages.crcv.fr


Гравюра работы Маргариты ван дер Маэль, вдовы Монкорне. Источник: banqueimages.crcv.fr


Гравюра, изображающая Лавальер в польском костюме. 1664 год.

©

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here