Массовый расстрел детей в мраморе

0
110

На днях рассказывала про красивейшую статую гибнущей Ниобиды периода высокой классики, теперь давайте посмотрим чуть более позднюю скульптурную группу.

Это группа "Гибель ниобид" и изначально она изображала, как считается, всех действующих лиц: 2 богов-убийц, 7 девочек, 7 мальчиков + мать Ниобу, обнимающую одну из дочерей. Она была создана в IV веке и приписывалась Скопасу или Праксителю (на основе упоминания Плиния в "Естественной истории": "Существует сомнение в том, Скопас ли или Пракситель создал Умирающих детей Ниобы, в храме Сосиева Аполлона".

Под катом  научные комментарии к Плинию:
Храм Аполлона — первый храм Аполлона в Риме, построенный на Марсовом поле и посвященный в 431 (или 429) г. до н.э. консулом Гнеем Юлием (как считают, около или на месте прежнего культового центра Аполлона — грота или алтаря), по обету, данному во время мора, свирепствовавшего в Риме в 433 г. до н.э. Храм назывался также храмом Аполлона Целителя (Medicus) и был единственным храмом Аполлона в Риме до постройки Августом храма Аполлона на Палатине (см. примеч. 5 к XXXIV, 14). Храм Аполлона на Марсовом поле находился у Портика Октавии (см. примеч. 4 к XXXIV, 31), как его обозначает в другом месте Плиний (XXXVI, 34 и 35). С этим же храмом отождествляют «храм Сосиева Аполлона» (templum Apollinis Sosiani), о котором упоминает Плиний (XXXVI, 28). В XIII, 53 Плиний сообщает, что из кедрового дерева сделан привезенный из Селевкии Сосиев Аполлон, находящийся в храме (т. е. Аполлона). Считают, что имеется в виду Гай Сосий, военачальник Марка Антония, назначенный в 38 г. до н.э. управителем Сирии и Киликии (Малая Азия), консул 32 г. до н.э. Селевкия была и в Сирии и в Киликии, но некоторые считают, что «Ниобиды» в храме Аполлона (см.: XXXVI, 28) были привезены Сосием из Селевкии Киликийской, центра культа Ниобы, и что оттуда же Сосий привез статую Аполлона. Вероятно, храм иногда называли так по статуе Аполлона, привезенной Сосием, но некоторые считают, что такое название связано с предполагаемой реставрацией храма, произведенной Сосием (в 32 г. до н.э.; между Портиком Октавии и Театром Марцелла сохранились остатки храма, который идентифицируют как этот храм Аполлона после реконструкции Сосия). О других произведениях искусства в этом храме см. в указ. выше местах. (source)

Следует обратить внимание на то, что Плиний здесь называет только умирающих «детей Ниобы» (Niobae liberos — здесь подразумеваются и сыновья и дочери) и не называет саму Ниобу. Из этого заключают, что статуи Ниобы в этой группе не было. В одной эпиграмме (Палатинская Антология, XVI, 129) воспевается мраморная Ниоба Праксителя. Среди сохранившихся статуй и фрагментов, которые относят к изображению Ниобы и Ниобидов, особенно известны 3 группы, найденные в Риме. На территории древних Саллюстиевых садов (в северной части Рима) найдены 3 статуи — Ниобида (раненая, упавшая на колено), Умирающий Ниобид и Бегущая Ниобида (первая хранится в Национальном музее Терм в Риме, две остальные — в Глиптотеке Ню Карлсберг в Копенгагене), составлявшие, по-видимому, часть группы. Обычно их считают оригиналами второй половины V в. до н.э. (некоторые считают оригиналом только Ниобиду в Национальном музее в Риме, а две другие статуи — копиями; существуют и другие, более скептичные мнения). Во всяком случае, эта группа едва ли идентична группе, привезенной Сосием, так как сомнение древних в атрибуции ее Скопасу или Праксителю свидетельствует о том, что она должна относиться к IV в. до н.э. (второй половине).  (source)

Оригинал древнегреческий не уцелел, как обычно, зато мы имеем много древнеримской копипасты.

Сохранилось, в отличие от предыдущего случая, очень много из числа этих ниобид, но не всё.
(Точный, достоверный состав группы неизвестен, поскольку несколько женских статуй реставрировали в Новое время, делая из них ниобид, то есть они записаны в их число искусственно, но в группу в музеях включаются).

В новое время предпринимались попытки реконструкции точного облика группы.
Существует версия, что они находились на фронтоне храма.

Вот их фотографии, с правильным соотнесением высоты статуй, позволяющим вписать их в треугольник визуально.

В двух этих реконструкциях нету статуй Аполлона и Артемиды.
А вот на этом фото 2 статуй из Археологического музея Ираклиона есть богиня. По логике, яростные близнецы с луками должны были стоять по центру фронтона и стрелять в разные стороны, ежели это был фронтон.

Самый полный набор статуй сохранился в музее Уффици, где их специально собирали из разних источников, и поэтому даже дубли есть. Там ниобиды собраны в специальном зале, названном в их честь.

Список статуй в Уффици под катом, чтоб не потерялся, всего 18 (10 + 4 дубля + 4 добавленных), англ. яз.

The 10 Niobids from the Vigna Tommasini: • Niobe and her youngest daughter. Inv. No. 294. • Elder male Niobid. Inv. No. 302. • Younger male Niobid. Inv. No. 292. • Fleeing female Niobid. Inv. No. 293. • Fleeing female Niobid, Chiaramonti type. Inv. No. 300. • Dying male Niobid. Inv. No. 298. • Male Niobid on his knee. Inv. No. 289. • Male Niobid climbing a rock (or second Niobid). Inv. No. 13864. • Male Niobid climbing a rock (or third Niobid). Inv. No. 306. • Pedagogue. Inv. No. 301.  (The 11th statue, "Psyche", is in the Bardini Museum, Florence.)

4 doubles: • Male Niobid on his knee. Inv. No. 290. • Male Niobid climbing a rock (or second Niobid). Inv. No. 304. • Male Niobid climbing a rock (or third Niobid). Inv. No. 291. • "Psyche in torment". Inv. No. 305.

4 added Niobids: • Muse restored as a Niobid. Inv. No. 297. • Muse, so-called "Anchyrroe" (a water nymph). Inv. No. 303. Acquired by Ferdinando de Medici in 1582 with the della Valle Collection of Cardinal Andrea della Valle (1463-1534). • So-called "Narkissos" (or "Narcissus"). Inv. No. 299. Perhaps a Niobid, with a modern head. Added to the group at the suggestion of Thorvaldsen (see below). • "Selene", so-called "Trophos" (Nurse). Inv. No. 296. Known before 1583, unknown provenance.

Во время взрыва Уффици, о котором я рассказывала тут, эти скульптуры пострадали, и их долго реставрировали. Вот интересные кадры этих работ (больше тут).


***
Но вернемся к составу группы, в своей массе на основе вещей из Уффици.

Самая известная статуя — это собственно Ниоба, которая пытается прикрыть свою младшую дочь.

Вот ее вариант без рук

А вот вариант слепка с реконструкции, ошибочно сделанной без ребенка.

Это я вам показываю варианты, чтобы вы наглядно поняли, как обломки, копии, слепки и реконструкции разнообразно функционируют на протяжении веков.

Теперь дети:
Мертвый ниобид

Коленопреклоненный ниобид
(вы помните, что все они гибнут от стрел)

Бегущая ниобида

Ну в общем, чего-то мне лень все их подряд постить, сделала на пользу людям табличку.
По ссылке, кому надо, википедийные фоточки разложены по папкам.


Несколько женских фигур — музы, отреставрированные как ниобиды; еще какая-то вечно проблема с ниобидой, реставрированной как Психея (у которой были крылья бабочки). Иногда к ней приделывают крылья, в других музеях.

Вот луврская:

Еще любопытно, что среди фигур ниобид есть учитель, т.н. "Пейдагог". Он хватал за руку одного из детей и притягивал к себе.

Из комментариев к Плинию:

"Самая полная и известная группа — хранящаяся в Галерее Уффици по Флоренции, найденная в 1583 г. около Латерана, в юго-восточной части Рима (Ниоба с младшей дочерью, дочери и сыновья Ниобы и пайдагог, т. е. воспитатель). Известна также подобная группа Ниобы с Ниобидами, хранящаяся в Ватиканских музеях (в Галерее Кьарамонти); точно место находки не известно.

По поводу двух последних групп существуют самые разные мнения. Одни считают, что флорентийская группа представляет собой верное повторение оригинала, а ватиканская — переработку эллинистического времени, и датируют оригинал IV в. до н.э. до эллинизма (другие относят оригинал к раннеэллинистическому времени — к школе Скопаса, т. е. к последней четверти IV — началу III вв. до н.э.). Другие считают, что ватиканская группа ближе к оригиналу, чем флорентийская (также относя оригинал к IV в. до н.э.). По мнению третьих, ватиканская группа представляет собой остаток оригинала, который датируют временем ок. 300 г. до н.э. Предполагают еще, что флорентийская группа — неоаттическое произведение, а ватиканская группа относится к эллинистическому времени и происходит, вероятно, из Пергама (Малая Азия), причем обе группы восходят к одному и тому же раннему архетипу (к картине круга Поликлета).

Какая именно из этих групп относится к группе в храме Сосиева Аполлона, привезенной, как полагают, Сосием из Селевкии (см. в примеч. 8 к XXXV, 99), и вообще, относится ли, — этот вопрос остается нерешенным. Во всяком случае, современные исследователи считают, что ни одна из сохранившихся групп не может принадлежать ни Праксителю, ни Скопасу". (source)

Фотографий группы из Ватиканских музеев я не нашла, только 1 бегущую, т.н. "Ниобиду Кьяромонти". Не факт, что советское примечание не имеет ошибок. Группа, к которой принадлежала данная ниобида, предположительно стояла на Вилле Нерона в Сублакуме.

Предполагается, судя по месту находки, что статуи из Уффици стояли Южном нимфеуме на Вилле Адриана.
Вот 3д-реконструкция этого места в садах, причем статуи цветные, как и положено (источник реконструкции).

На римской вилле Медичи стоят современные слепки группы Уффици, дополненные лошадью и чем-то там еще. Сначала на вилле стояли подлинные раскопанные копии, потом их продали во Флоренцию, а в садах остались слепки.  Как все-таки меняется восприятие в зависимости от расстановки.

Еще фото тут

©

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here