Красивая порка

0
32

Всем здрасте, в эфире снова рубрика "омерзительное искусствоведение", за обедом не читать, детям не показывать.
Сегодня мы немного поговорим про то, как в изобразительном искусстве показывали бичевание, оно же порка. А главное — посмотрим.
Все будет очень красивое, от лучших художников мира же.

Самое известное бичевание в изобразительном искусстве — это одна из Страстей Христовых.  Картин на эту тему написано бесчисленное множество. Но его я показывать не буду, главным образом, потому что все это достаточно однообразно, да и в фильме Мэла Гибсона подробно показано.

Взглянем на других пострадавших.

Святая Варвара.
3-й век н.э. Как обычно в житиях раннехристианских мучеников, приняла христианство, родители отговаривали, как от наркотиков или от поступления в театральное училище. Привели к главе города, тот долго пытал (вместо уговоров), потом казнил. Эпизод с бичеванием — крохотный в общем списке её пыток, но художникам нравился, иногда рисуют.

Обратите внимание на дополнительно отягщающего ситуацию товарища справа с большим ножом.
Мастер Франке. 1420-е годы.

Гаспар Рекена Младший. 1560-70-е

Но обычно ей все-таки голову рубят на картинах.

Еще одна раннехристианская мученица, Энграсия Сарагосская.
Немножко нестандартная история: была христианкой, но согласилась выйти замуж (а не хранить девственность, как большинство из них тогда). Поехала к жениху в другой город, там застала гонения на христиан, попыталась отговорить губернатора от репрессий, была сечена кнутом и брошена в тюрьму. И только там выяснилось, что она тоже христианка. Скончалась от ран, что тоже нетипично для житийной литературы.

Бартоломе Бермехо. Бичевание св. Энграсии. 1470-е

Смотрите, опять бичевание, и опять мученик женского полу на картине! Начинаю подозревать что-то неладное.

Святая Аполлония.
Та же история, что со св. Варварой.

Педро Пертус. 1576

Евлалия Барселонская
Та же сюжетная канва, что и со св. Варварой.

И заметьте, опять испанский художник… Начинаю подозревать что-то неладное.

Бернат Марторель. 1429-е

Бартоломе Ордоньес. 1520

Уф, ну мужчины тоже есть, все-таки равноправие.

Святой Варфоломей

Пьетро ди Джованни д'Амброджио, ок. 1435

Назарий и Цельсий

Джироламо Романино, нач. 16 века

Святой Эразм (очень раннее изображение, 8 век)

Мужчин меньше, они не такие интересные (ниша занята Страстями Христа).
Основной массив памятников приходится на 15 век и Испанию; в другие эпохи предпочитают иллюстрировать иные эпизоды из жизни святых, выбор все-таки огромен.

Не "бичевание", а уже конкретно "порка" (уже не по спине, а по филейной части) снова появляется в искусстве 19 века. В огромном количестве порнографических рисуночков и гравюр. Ставить не буду, скукотища. Это уже неприкрытое сладострастие; а прикрытое в ту же эпоху существует в тоже достаточно большом количестве изображений, иллюстрирующих наказание гадких, плохих, непослушных рабов хорошими и правильными белыми хозяевами.

Не одобряю. Средневековые испанцы все-таки умели как-то в своих "бичеваниях" душевный подвиг передавать. Наверно, гармонией и красотой своих картин, несмотря на неприятную тему.

***
Кто еще не купил мою книгу "Омерзительное искусство" про искусствоведение с юмором?
Озон и Лабиринт

©

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here