19. Про пир стервятников, дым от трупа, озеро из пылающей серы и прочий шок-реквизит

0
110

Бог в одежде, испачканной кровью, с глазами, из которых вырываются вcполохи пламени. Чудовища, падающие в серу. Горы мертвых тел. Продолжаем исследовать неисчерпаемый источник вдохновения всей последующей литературы — и проповеднической, и фантастической.

Мы остановились на том, что Вавилонская блудница была повержена в пламя, а город Вавилон был разрушен катаклизмами. Что же было дальше?

Глава 19 (современный перевод)

1 Потом я услышал словно бы гул огромной толпы в небе, восклицавшей:
— Аллилуйя! Спасение, слава и сила у нашего Бога, 2 потому что верны и правы его приговоры: Он осудил Великую Шлюху за то, что всю землю растлила она своим развратом; Он воздал ей за кровь Своих слуг!

Обитатели небес возносят хвалу Господу за то, что он наказал Римскую империю (Вавилонскую блудницу).
Витраж Йоркского собора, 1408

3 И вновь толпа воскликнула:
— Аллилуйя! И дым ее поднимается во веки веков!

Ангелы и верующие, пребывающие на небесах, поклоняются трону Божьему. В левом нижнем углу валяется Блудница, окруженная пламенем. Слова, что дым будет подниматься "во веки веков", значат, что это наказание навсегда, империя не поднимется. Старообрядческая рукопись, ок. 1800

4 Двадцать четыре старейшины и четыре существа пали ниц, преклонясь перед Богом, сидящим на престоле, говоря:
— Аминь! Аллилуйя!

Давно, с самых первых глав, у нас не было этой сцены поклоняющихся 24 старцев, которые обозначают всю полноту верующих христиан.  Но вот опять эта привычная иконография.
Апокалипсис Тринити колледжа, ок. 1220

5 И раздался голос с престола, говоривший:
— Хвалите Бога нашего, все слуги Его, все чтущие Бога, и малые, и великие!

6 Я услышал словно бы гул огромной толпы, или шум водопада, или грохот могучих громов, говоривший:
— Аллилуйя! Воцарился Господь, наш Бог Вседержитель! 7 Будем радоваться и ликовать, воздадим Ему славу, потому что свадьба у Ягненка!

Здесь изображена сцена "Брака Агнца с невестой", торжественного пира. Невеста — это аллегория христианской церкви. Этот акт обозначает окончательный союз Агнца, т.е. Христа с верующими, их объединение.
Апокалипсис Тринити колледжа, ок. 1220

И невеста Его уже подготовилась: 8 ей одежда дана – тонкий лен, блестящий и чистый! (Тонкий лен — это праведные дела святого народа Божьего).

Белоснежная одежда Невесты — противопоставление роскошной красной развратной одежды Вавилонской блудницы.
Современная икона. Иконография прямо скажем, не каноничная — встречается лишь в западных средневековых рукописей. Но для иллюстрации идеи сойдет.

9 Потом он говорит мне:
— Запиши: «Счастливы те, кто позван к Ягненку на свадебный пир!»

Эта иллюстрация к Апокалипсису неправильная, потому что новобрачные сидят за столом вдвоем. А идея-то в том, чтобы все истинно верующие приняли участие в празднике. Худ. Nancy  Macgregor

И говорит мне:
— Вот истинные слова Бога!

Правильная иллюстрация выглядит так. Обратите внимание на морды из облака — это ветра. И благословляющую руку Господа, накрывающую голову новобрачных белым покровом.
Миниатюра 13 века

10 Я пал ниц к его ногам, чтобы преклониться. Но он говорит мне:
— Смотри, не делай этого! Я такой же слуга, как ты и твои братья, что свидетельствуют об Иисусе! Поклонись Богу! Ведь свидетельство Иисуса — это дух пророчества.

В верхней части иллюстрация того же свадебного пира. А вот нижняя часть как раз по теме. Слева Ангел приказывает Иоанну писать, а справа он его поднимает за подбородок с земли. Стих этот важен идеологически, потому что в нем Ангел запрещает поклоняться себе. В ту эпоху проблема культа отдельных ангелов (как потом станет с культом отдельных святых) стояла очень остро, практически грозя монотеизму. Миниатюра 15 века.

11 И я увидел раскрытое небо — и вот белый конь и Всадник на нем.

Всадник на белом коне — это явление грозного Христа в образе Мессии. Дальнейшее описание сплошь основано на ветхозаветных словосочетаниях и пророчествах. Совр. худ. LeannaTenEyckeAr

Его называют Верный и Истинный, Он судит и воюет по справедливости.

Образ апокалиптического Всадника на белом коне на западе является одним из самых распространенных в качестве иллюстрации книги. У нас же он встречается весьма редко. Фреска Софии Новгородской, 19 век

12 Его глаза как пылающий огонь,

Внимательно вглядитесь в глаза Всадника. В иных случаях так изображали выколотые глаза, истекающие кровью (например, на миниатюрах с Эдипом). Но тут это — языки пламени. Оч. страшно. "Фламандский апокалипсис", 15 век

на голове у Него множество корон.

Как вы помните, на головах Зверя из моря (Антихриста) тоже было множество корон. Книга построена по принципу противопоставления, и вот у Христа тоже короны, но хорошие. Их большое число обозначает, что он царь всех царств.
Джусто де Менабуои. Фреска падуанского баптистерия, 14 век.

У Него имя, написанное на Нем, которого никто не знает, кроме Него самого.
13 На Нем плащ, окрашенный кровью; и имя, которым Он зовется — Слово Божье.

Имя, которое никто не знает — возможно тетраграмматон. Кровь, окрасившая плащ — не Христа, а врагов. Это важно, потому что впервые после Евангелий он изображен не страдающим, а побеждающим.
Гебхарт Фугель, 1931

14 Небесное воинство следовало за Ним на белых конях, одетое в тонкий лен, белый и чистый.

За Христом скачут войска ангелов.
Эскиз В. Васнецова, 1887

15 Из уст Его исходит острый меч, чтобы поразить им народы;

Это тот же меч изо рта, который был в первой главе. Острые Слова Божьи.
Болонская школа, 14 век, аббатство Помопоза

Он будет пасти их железным жезлом; Он топчет в давильне вино ярого гнева Бога Вседержителя.
16 У Него на плаще и на бедре написано имя: ЦАРЬ ЦАРЕЙ И ГОСПОДЬ ГОСПОД.

Пасти народы железным жезлом в Ветхом завете обещался мессия, тут это разумеется должно быть выполнено. Давильня (точило) Божьего гнева подробно обсуждали. Тут Христос скачет на коне, и одновременно стоит в бочке и давит виноград ногами. На одеждах написаны красным надписи, как и положено. Миниатюра 13 века. 

17 И я увидел ангела, стоявшего на солнце,

Фрэнсис Дэнби. "Сцена из Апокалипсиса", ок. 1829. Еще есть картина на эту тему у Тёрнера, но эта показательней.

он громким голосом кричал всем птицам, что летали в поднебесье:
— Эй, собирайтесь сюда на великий ужин у Бога!

Птицы-стервятники, собирающиеся на пир на трупах — это опять антипод, на сей раз радостного свадебного пира Агнца. Также это ветхозаветный образ, обозначающий окончательную гибель врагов. Ангел стоит в сиянии, т.е. в солнце. Миниатюра 13 века.

18 Будете есть мясо царей, военачальников, воинов, мясо коней и их всадников, мясо свободных и рабов, малых и великих.

Ни один язычник, короче, не уйдет от погибели. Все будут наказаны.
Фрагмент трехчастной картины Васнецова из дома-музея. Ищу в хорошем качестве.
"Апокалипсис", 1887



19 И я увидел, что зверь, цари земли и их войска собрались, чтобы вступить в войну со Всадником и Его войском.

Всадник на белом коне (не путать с Первым всадником Апокалипсиса-Чумой, который тоже на белом коне, хотя даже комментаторы иногда путали), вступает в поединок со Зверем из моря в леопардовой шкуре и его войсками. Миниатюра 13 века.

20 Зверь был схвачен, а с ним лжепророк, совершавший перед ним знамения, которыми он ввел в обман тех, кто поставил себе клеймо зверя и поклонялся его изображению.

Побежден Зверь из моря (Антихрист) и Лжепророк (Зверь из земли), его помощник, заставлявший поклоняться идолу Антихриста, уничтожены и их войска.
Бенджамин Уэст. "Уничтожение Зверя и Лжепророка", 1804

Оба они были брошены живыми в озеро с горящей серой.

Два зверя летят в горящее адское озеро. (Тут виден только один, и нога Всадника)
Витраж, Франция

21 Остальные были убиты мечом Всадника, исходящим из Его уст,
и все птицы насытились их мясом.

То есть людей не повергли в ад, а просто убили.
Бамбергский апокалипсис, ок. 1000

ПРОДОЛЖЕНИЕ В СЛЕДУЮЩУЮ ПЯТНИЦУ

©

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here