Московские кадры: Меркулова Анна Дмитриевна

0
17

У нас уже давно привыкли не обращать внимания на достижения Москвы в сфере развития инфраструктуры, технологий и организации сложных управленческих процессов. А я постоянно подмечаю высокие места московских представителей в международных рейтингах, на различных авторитетных выставках и конкурсах. При этом стало заметно, как управленцев и специалистов стали перетягивать федеральные власти из московских в государственные структуры.

Вот, оцените например биографию женщины, которая вместе с городом реализует крупнейшие проекты московской инфраструктуры последних лет.

Должность: Генеральный директор Группы компаний «Моспроект-3»
Дата рождения: 21 июля 1982
Возраст: 38 лет

Анна Меркулова – генеральный директор группы компаний «Моспроект-3», инженер-строитель, ведущий российский эксперт в сфере транспортного строительства. Ее профессионализм востребован как в столичном правительстве, так и в отрасли в целом.

Более девяти лет она руководит структурой, которая объединила лучшие проектные институты с полувековой историей, и сегодня специализируется на создании транспортной инфраструктуры и комплексном развитии территорий. Команде «Моспроекта-3» под руководством Меркуловой доверяют самые сложные объекты – такие, как линии и станции метрополитена, многоуровневые автомобильные развязки, сложный участок скоростной трассы Москва – Казань в составе международного транспортного коридора Европа – Западный Китай и многие другие. Анна Меркулова является также автором образовательных программ для инженеров-проектировщиков.


Анна Дмитриевна Меркулова генеральный директор «Моспроект-3»

БИОГРАФИЯАнна Меркулова – продолжатель инженерной династии. Родилась 21 июля 1982 года в семье инженеров. После школы поступила в ведущий технический вуз России – МГСУ. С отличием окончила его в 2004 году по специальности «инженер-строитель». В тот же год принята на работу в международный строительный холдинг, который специализировался на строительстве сложных транспортных инженерных сооружений. Начинала с должности инженера, завершила работу в компании в статусе вице-президента холдинга.

Анна Меркулова создала в компании направление комплексного проектирования автомобильных дорог и развязок. Стала разработчиком первых проектов по реконструкции устаревших «клеверных» развязок на МКАД, когда созданные еще в шестидесятых и рассчитанные на небольшие транспортные потоки узлы-«клеверы» перестали справляться с возросшей нагрузкой.


Бусиновская развязка МКАД

С самого начала своей профессиональной деятельности Меркулова умела находить нестандартные инженерные решения сложных задач. В ходе реализации проекта по реконструкции развязки Московской кольцевой автодороги с Новорижским шоссе внедрила нетипичную технологию: устройство эстакады с монолитным коробчатым пролетным строением сооружалось методом циклической продольной надвижки, которая производилась по круговой кривой в плане с поворотом на 90 градусов. Для железобетонных пролетных строений такой способ сооружения можно отнести к новаторским.

Из других достижений на первом месте работы:

— участие в проекте автодороги «Москва – Санкт-Петербург», где впервые в России применен концессионный механизм для инфраструктурных проектов;

— инженерное обеспечение проекта нового здания аэропорта «Внуково».

В 2012 году Анну Меркулову пригласили на пост гендиректора ГУП «Моспроект-3». На новой должности в кратчайшие сроки ею сформировано направление проектирования транспортной инфраструктуры. А уже на следующий год Меркулова создает еще одно направление, в компетенцию которого входит управление строительством и выполнение строительно-монтажных работ под ключ. Так «Моспроект-3» смог оперативно включиться в грандиозные градостроительные программы мэра Москвы Сергея Собянина.

НА ПЕРЕДОВОЙ СТОЛИЧНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

В 2014 году Анна Меркулова, зарекомендовавшая себя как высокопрофессиональный менеджер, реализовала управленческую реформу, которую запустил Марат Хуснуллин. На тот момент он занимал должность вице-мэра столицы вопросам градостроительной политики и строительства. Реализация программы мэра Москвы Сергея Собянина по комплексной модернизации транспортной системы столицы требовала новых подходов к взаимодействию между всеми участниками процесса. Выполнение административной реформы, предусматривающей в том числе объединение проектных институтов в единую структуру, было возложено на Анну Меркулову, которая возглавила вновь созданный инженерный холдинг «Моспроект-3». В новую группу компаний вошли собственно «Моспроект-3», «Моспромроект», занимающийся освоением подземного пространства, «МНИИТЭП» – Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования, в компетенцию которого входило комплексное развитие городских территорий и интеграция транспортных потоков в удобные пересадочные хабы.

Это объединение было призвано не только консолидировать опыт мощнейших строительных проектных институтов, но и сделать их востребованными, рентабельными и конкуретоспосбными. И ключевая роль в решении этой задачи была отведена Анне Меркуловой, чей высокий профессиональный уровень как инженера и управленца был признан профессионалами и столичным руководством.


Анна Меркулова

Под руководством Анны Меркуловой фактически была консолидирована инженерно-техническая элита, которая разрабатывает новаторские технологические и инженерные решения.

В 2015 году Анна Меркулова перепрофилировала АО «Моспромпроект» под задачи проектирования объектов метрополитена; в АО «МНИИТЭП» сформировала направление проектирования транспортно-пересадочных узлов. В 2016 – разработала единый стандарт в части типизации компоновки и снижения площадей проектируемых современных станций, а также формирования единого подхода к проектируемым инженерным системам московского метрополитена.

КЛЮЧЕВЫЕ ПРОЕКТЫ

В целом за период с 2012 по 2020 год Анна Меркулова проделала работу по перепрофилированию трех предприятий города Москвы под задачи проектирования и строительства городской инфраструктуры, все три предприятия выведены из убытка. Получено более 1000 положительных заключений органов государственной экспертизы.

Запроектирован ряд важных для города объектов:

— участки Замоскворецкой, Люблинско-Дмитровской, Сокольнической, Троицкой линий и Большого кольца столичной подземки;
— свыше 2 тысяч километров автодорог, тоннелей и мостов;
— транспортно-пересадочные узлы на МЦК;
— свыше 4 млн. квадратных метров жилья, образовательных и спортивных объектов, а также объектов здравоохранения;
— и др.


Комплексное развитие территории в районе Северный

ВНЕДРЕНИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ РЕШЕНИЙ

В 2017 году Анна Меркулова сформировала в рамках «Моспроекта-3» подразделение по BIM-моделированию инфраструктурных объектов. Холдинг стал пионером в нашей стране по применению этой технологии в области создания транспортной инфраструктуры. Использование BIM выходит за рамки стандартного планирования и проектирования проекта. При этом методе строится трехмерная модель объекта, которая содержит в себе не только всю конструктивную информацию, но и исчерпывающие данные по всему жизненному циклу. Сложный «цифровой» проект позволяет значительно упростить строительство и эксплуатацию объекта, значительно снизив расходы.

BIM-проектирование включает в себя и элементы оперативного контроля за ходом строительства. Внедряемые в настоящее время специалистами холдинга технологии 3D сканирования позволяют оперативно получать точную информацию о том, насколько строящийся объект соответствует проекту.

При строительстве метро эта технология практически бесценна. Оптимизация архитектурно-планировочных решений позволяет уменьшить пятно застройки и, как следствие, минимизировать затраты на вынос коммуникаций, переустройство улично-дорожных сетей и снос строений.
Использование технологии информационного моделирования позволяет еще на этапе проектирования решить вопросы взаимной увязки систем между собой и с конструкциями станции, которые при проектировании в 2D, на классических чертежах, выявить невозможно. Заказчик строительства получает разработанную документацию, в которой отсутствуют критичные пересечения систем. Эта работа проводится до начала строительства, и в дальнейшем на основании полученной информационной модели заказчик и строительные организации имеют возможность создавать детализированные графики календарно-сетевого планирования, а также определять точные объемы и сроки поставки материалов и оборудования на строительную площадку.

Под руководством Анны Меркуловой «Моспроект-3» предложил ряд нестандартных решений для московского метрополитена, ключевая роль в которых отводится новейшим технологиям.

Например, для уменьшения воздействия на городскую среду при строительстве станции «Новаторская» разработан проект, позволяющий избежать дорогостоящих перекладок городских коммуникаций – а это несколько миллиардов рублей. Проект удостоен диплома Тоннельной ассоциации России за 2020 год.

Сейчас специалисты Меркуловой работают над значительным сектором Большого кольца столичного метрополитена, а также Троицкой линией, запроектированной с использованием BIM-технологий.


Более 90% проектной документации станции «Славянский мир» выполнены с использованием BIM-моделирования

По словам Анны Меркуловой, BIM позволяет выдерживать высокий темп проектирования и ввода объектов в эксплуатацию, который задает город, дает возможность создавать проекты «бескомпромиссного качества, полностью соответствующие высоким техническим и эстетическим требованиям, предъявляемым к современному метро».

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АННЫ МЕРКУЛОВОЙ

На должности гендиректора ГК «Моспроект-3» Анна Меркулова сформировала команду из более чем 1600 уникальных профессионалов в области транспортного строительства, чей профессиональный уровень постоянно растет. В 2018 году Меркулова разработала собственный курс обучения на базе школы управления Сколково, заточенный специально под инженеров, работающих в сфере инфраструктурного строительства.

В 2020 году Анна Меркулова запустила еще два проекта:

— Международную программу обучения подземного строительства и тоннелестроения (в партнерстве с австрийским университетом TU Graz);

— Образовательную корпоративную программу для инженеров по изучению проблемы карстовых деформаций.

ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ

За свою работу Меркулова Анна Дмитриевна имеет целый ряд благодарностей и грамот от столичной мэрии и Стройкомплекса. Награждена двумя медалями: «За заслуги перед Отечеством» II степени и «За строительство транспортных объектов».

Награды имеют и многие проекты холдинга. В их числе – престижный титул «BIM-лидер в инфраструктуре».


Анна Меркулова на награждении медалью «За заслуги перед Отечеством»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here