Ад Жильцов

0
22

Видели такое фото в юмористических подборках интернета? Это не фотошоп, это реальная улица в городе Ивантеевка, Московская область. А сможете догадаться, как получилось такое название? Ведь не зная истиной причины очень странно оно выглядит.

Если не знаете как оно появилось, то сейчас я вам расскажу об этом…

В августе 1954 года капитан-лейтенант Жильцов получил назначение старшим помощником командира строящейся первой опытной атомной подводной лодки. В апреле 1958 года на Северодвинском судостроительном заводе «Севмаш» атомоход К-3 проекта 627, будущий «Ленинский комсомол», спустили на воду и на нём торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР.

Летом 1962 года атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» под командованием 34-летнего капитана 2-го ранга Льва Жильцова в обстановке строжайшей секретности приступила к выполнению специального задания Советского правительства. Первой в Военно-морском флоте СССР она ушла под лёд курсом к «макушке Земли». Со штатным вооружением, в том числе и с ядерными торпедами. С экипажем пошли командующий флотилией А.И. Петелин и флагманский штурман Д. Эрдман.

Этот дальний поход под ледяной шапкой Земли продемонстрировал всему миру технические возможности советского атомного подводного флота и высокое мастерство моряков, положил конец беспрепятственному проникновению подводных лодок США, Канады и Великобритании в территориальные воды Советского Союза, который в те годы взял курс на получение статуса великой морской державы. Уже в 1963 году атомные подводные лодки К-115 и К-178 под командованием капитана 2-го ранга Ивана Дубяги и капитана 1-го ранга Аркадия Михайловского совершили переход Северным морским путём с Северного на Тихоокеанский флот, а К-181 под командованием капитана 2-го ранга Юрия Сысоева всплыла строго в географической точке Северного полюса. С тех пор подводные лодки Северного флота выполняют задачи дальних походов под арктическими льдами на постоянной основе. О степени опасности и уровне ответственности подобного плавания можно судить по тому, что за освоение Арктики более 20 подводников удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации.

В 1963 году Жильцов поступил в Военно-морскую академию, по окончании которой был назначен заместителем командира отдельной бригады подводных лодок Таллинской военно-морской базы Балтийского флота. В 1971-1976 годах командовал отдельной бригадой ремонтирующихся подводных лодок Беломорской флотилии, затем бригадой строящихся подводных лодок на Северном флоте. 25 апреля 1975 года Жильцову присвоено воинское звание контр-адмирала. С 1976 года контр-адмирал Жильцов проходил военную службу в составе Постоянной комиссии по государственной приёмке кораблей ВМФ.

Герой Советского Союза контр-адмирал Лев Михайлович Жильцов умер 28 февраля 1996 года, похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Память о подводнике-первопроходце Л.М. Жильцове бережно сохраняется. В Северодвинске на фасаде дома № 71 по ул. Торцева ему установлена мемориальная доска. В подмосковной Ивантеевке 17 июля 1997 года, в день 35-летия со дня всплытия атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» на Северном полюсе, на доме № 30/2 по Первомайской улице, где прошли детские годы Жильцова, открыта мемориальная доска. В 1999 году в городе создан Клуб юных моряков имени Героя Советского Союза Л.М. Жильцова. В 2000 году улица Маяковского, на которую окнами выходит дом, в котором жил Жильцов, стала называться улицей Адмирала Жильцова.

Судьба легендарной субмарины

Пятью годами позже своего главного подвига — похода на Северный полюс, экипаж атомной подводной лодки К-3 в ночь на 8 сентября 1967 года в Норвежском море постигла трагедия. На возвращающейся после 80-суточной боевой службы в Средиземном море «тройке» случился объёмный пожар, который унёс 39 человеческих жизней. Если бы не мужество и профессионализм экипажа, неизвестно, как при таком пожаре повели бы себя торпеды с ядерным снаряжением, и атомоход, в чём убеждены специалисты, мог бы предварить участь погибшего 12 августа 2000 года в Баренцевом море атомного подводного ракетного крейсера «Курск». Экипаж К-3 неимоверным усилием каждого, кто находился на борту, отстоял свой корабль, и субмарина с приспущенным флагом вернулась на базу своим ходом.

В 1991 году атомную подводную лодку К-3, получившую в октябре 1962-го название «Ленинский комсомол», вывели из состава ВМФ. С тех пор атомоход терпеливо ожидал своей участи на военно-морской базе Северного флота в ЗАТО Островной (Гремиха): быть утилизированным или стать мемориалом, который сохранит для потомков память о первых достижениях отечественного атомного флота.

В 2005 году лодку из Гремихи с мерами предосторожности отбуксировали на судоремонтный завод № 10 в город Полярный для выгрузки отработанного топлива, а затем на судоремонтный завод «Нерпа» в город Снежногорск. С тех пор субмарина кочевала из эллинга на стапельную плиту, со стапельной плиты обратно в эллинг, периодически освобождая производственные площади предприятия для выполнения плановых работ. Судоремонтники с «Нерпы» вырезали «атомное сердце» субмарины — реакторный отсек, сформировали одноотсечный блок и отправили в пункт длительного наземного хранения в Сайда Губу.

В 2014 году судьба «Ленинского комсомола» была окончательно определена — музею быть! На выделенные Министерством обороны РФ средства корпус и надстройки были герметизированы, и подлодку, именем которой названа одна из вершин подводного хребта Гаккеля в Северном Ледовитом океане, спустили на воду. Осталось провести необходимый объём работ по непосредственному созданию музея.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here